Обучение
Кризисы и травмы: интегративный гештальт-подход

ПРОГРАММА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «КРИЗИСЫ И ТРАВМЫ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД»
Понятие кризиса. Виды кризисов. Психологические критерии дифференциации стресса (дистресса) и кризиса. Динамика кризиса (А.Моховиков).
Психологические модели механизмов психической травмы. Психодинамическая модель. Когнитивно-бихевиоральная модель. Многофакторные модели. Физиологические и биохимические механизмы. Модель механизма психической травмы как процесса переживания события.
Понятие психической (психологической) травмы. Виды первичной травмы (шоковая, межличностная, травма идентичности и системная травма, многослойная и кумулятивная травма). Вторичная травма. Викарная травматизация.
Виды травмирующих событий. Этапы реакции на травму. Факторы, влияющие на последствия травмы. Последствия травмирующих событий (ближайшие и отдалённые). Расстройства адаптации, острое стрессовое расстройство (ОСР) и постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Субъективное переживание психической травмы: аффективные и соматические состояния, когнитивные паттерны и паттерны отношений.
Принципы гештальт-терапии, теория поля и теория личности К.Левина, теория Self, цикл контакта и сопротивление при работе с кризисом и травмой.
Практический блок:
1. Диагностика вариабельности симптомов при ОСР и ПТСР.
2. Формирование навыка гештальт-терапевта в определении функций травматичного Self в ситуации сильной интенсивности и хронической ситуации слабой интенсивности.
3. Стратегии, направления и техники на разных этапах развития кризиса и травмы.
4. Методы помощи на отдаленных этапах психической травмы.
5. Профилактика эмоционального выгорания при работе с травмой.
ТРАВМА РАЗВИТИЯ. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
Возрастные кризисы. Периодизация Э.Эриксона. Теории развития и гештальт-терапевтическая карта полифонического развития зон М.Спаниоло Лобб.
Теория привязанности (Дж.Боулби, М.Эйнсворт). Типы привязанности и их взаимосвязь с межличностным взаимодействием взрослого человека.
Травма развития и тяжелые расстройства личности. Сложное посттравматическое стрессовое расстройство. Дисфункциональная семейная система. Психическое, физическое и сексуальное насилие в семейной системе. Инфантильная и довербальная травма.
Особенности переноса и контрпереноса в терапевтическом сеттинге.
Практический блок:
1. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической травмы (Онно Ван дер Харт, Эллерт Р.С.Нейенхэюс, Кэти Стил).
2. Диагностика ненадежного типа привязанности и формирование навыка развития надежного терапевтического альянса.
3. Стратегии и техники работы с травмой развития.
НАСИЛИЕ
Понятие насилия. Виды и формы насилия (физическое, сексуальное и психическое; домашнее насилие; моббинг, буллинг; неонатицид, инфантицид и др.).
Типы жертв и виды виктимности. Формирование виктимности. Выученная беспомощность и поисковая активность. Стокгольмский синдром. Треуголник Карпмана. Психофизиологическая реакция «Бей. Замри. Беги.» У.Кэннона.
Особенности травмированного Self и срывы цикла контакта жертв физического и психического насилия. Субъективные переживания психологической травмы: аффективные состояния, когнитивные паттерны, соматические состояния и паттерны отношений.
Насилие через призму поколений и циклы насилия.
Практический блок:
1. Принципы, стратегии и техники оказания экстренной психологической помощи в острой ситуации кризиса физического насилия.
2. Этапы, направления, техники краткосрочной и длительной терапии со взрослыми, пережившими в детстве насилие.
3. Техники системной семейной терапии с циклами насилия.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
Понятие и виды сексуального насилия.
Отражение нарушений в онтогенезе психосексуального развития во взрослой жизни. Особенности внутренней структуры личности, защитные механизмы, специфика межличностных отношений.
Изнасилование. Типы жертв сексуального насилия. Стадии реакций на изнасилование. Факторы психической травмы, связанной с сексуальным насилием (Ellis, Cohen, Roth, Дж.Хиндман).
Инцест: юридические и психологические критерии. Виды инцеста. Ранние представления об истерии (З.Фрейд) и реальность инцеста (А.Фрейд). Травматико-истерическая основа невроза Ш.Ференци. Сексуальный абьюз младенцев и детей, начинающих ходить, и пренебрежение в отношении старших детей. Перверсии материнства, психосоматическая мать, патологическая триангуляция, вовлечение в первичную сцену. Формирование личности после сексуальной травмы.
Перверсия, как отыгрывание травмы (Роберт Дж.Столлер, С. Бенвентуто, Эстела В.Уэллдон).
Диссоциация тела в ситуации травмы (М.Хирш).
Практический блок:
1. Принципы, стратегии и техники оказания экстренной психологической помощи жертвам сексуального насилия в острой ситуации кризиса.
2. Стратегии и техники в краткосрочной и длительной терапии травматической инкапсуляции, диссоциации, деперсонализации, расщепления и конверсии.
ГОРЕ
Психология переживания утраты. Феноменология горя Э.Линдеманна. Стадии горевания. Нормальные и патологические реакции на утрату. Задачи проживания горя (J.Worden, Элизабет Кюблер-Росс).
Перинатальные потери (утраты). Виды и особенности сопровождения супружеских пар.
Паллиативная психологическая помощь.
Практический блок:
1. Формирование личной концепции и экзистенциального опыты отношения жизни и смерти.
2. Формирование терапевтического позиции сопровождения при проживании горя.
3. Терапевтические техники, выполняющие вспомогательную функцию в процессе проживания утраты.
СУИЦИД
Понятие и виды суицида. Причины суицида в истории науки (Ж.Э.Д. Эскураль, Ч. Ломбразо, Э. Ферри, З. Фрейд, А. Адлер, В. Штекель, К. Меннингер, Г.И. Гордон, Э. Дюркгейм). Классификация суицидальных проявлений. Типы постсуицидальных состояний.
Общие характеристики самоубийств Э.Шнейдмана и их значение для психотерапии.
Феноменология психической боли.
Практический блок:
1. Психологическая диагностика суицидального риска и профилактика суицидального поведения.
2. Экстренная психологическая помощь при суициде: направления, стратегии и техники.
3. Кризисная интервенция и терапевтическое вмешательство в постсуицидальных состояниях.
4. Формирование навыка профилактики эмоционального выгорания.
ШОКОВАЯ ТРАВМА. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС)
Понятие «шоковая травма». Виды.
Принципы оказания помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате ЧС. Базовые функции первой психологической помощи. Цели и задачи по профилактике острых панических реакций и отсроченных нервно-психических нарушений.
Первая психологическая помощь родственникам пострадавших. Правила оказания первой психологической помощи (Б. Гаш и Ф. Ласогга).
Факторы усугубляющие страдания пострадавших (Eversline). Динамика (фазы) психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Стадии психических состояний после ЧС.
Практический блок:
1. Направления, стратегии и техники оказания первой психологической помощи при ЧС.
2. Стратегии и техники краткосрочной и долгосрочной терапии с последствиями шоковой травмы.
3. Дебрифинг и ДБДГ (EMDR).
СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ. СИСТЕМНЫЕ ТРАВМЫ
Нормативные семейные кризисы. Фаза подготовки к семейной жизни. Принятие супружеских обязательств. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи. Включение детей во внешние социальные институты. Принятие факта вступления ребенка в подростковый возраст. Семья, в которой выросший ребенок покидает дом. Повторный брак.
Ненормативные семейные кризисы. Измена. Развод. Тяжелая болезнь. Инцест. Смерть члена семьи.
Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи. «Симптом семьи» (Э.Г. Эйдемиллер). Семья в кризисе. Понятие семейного стресса и копинга. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз.
Полигенерационная системная психотравматология.
Практический блок:
1. Диагностика семейных взаимоотношений в ситуации кризиса.
2. Техники системной семейной терапии.