Обучение
Обучающая группа 1 ступени

СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ В МГИ БАЗОВЫЙ КУРС

Первая ступень – 1,5 года — «Основы гештальт-терапии» — знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.
 
Вторая ступень – 2,5 года – «Теория и практика гештальт-терапии» — профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией (см. «Сертификационные требования»). Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией. Специализация завершается выпускным мероприятием, которое курирует один из ведущих тренеров МГИ. Специализации и спецкурсы проводятся параллельно основной базовой программе, а также могут быть пройдены после ее завершения.
 
Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в 4 больших теоретических блока: 1) знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии, 2) методология практики, 3) клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии, 4) супервизия. Логика размещения отдельных тем в процессе обучения зависит от руководителя программы и динамики группы..
После завершения 1 ступени выдается промежуточный сертификат с указанием тем и часов. Те, кто хочет продолжить обучение на 2 ступени, подает заявление в МГИ или руководителю программы. Т.о. группа 2 ступени может явиться объединением участников различных групп 1 ступени, мотивированных на профессиональную подготовку. Для некоторого количества участников при этом образование будет сквозным.
2 ступень завершается супервизорской сертификационной сессией в группе (т.н. внутренней сертификацией) с приглашением независимого супервизора – тренера, имеющего выпуски собственных программ и (или) терапевта и в присутствии руководителя (руководителей) программы.

После выполнения сертификационных требований (см. «Сертификационные требования») участник программы представляет зачетную книжку и все материалы (описание случаев с рецензией, подтверждение часов личной терапии, супервизии, интенсивов, сопровождаемые рекомендацией руководителя программы в учебную часть и записывается на открытую сертификацию. Открытую сертификацию проводит сертификационная комиссия МГИ, состав которой формируется сроком на один год и утверждается профессиональным советом МГИ. Сертификационная комиссия работает с группой, состоящей из участников разных программ, подготовивших материалы к данному сроку. Даты открытой сертификации указаны на сайте МГИ. Сертификация может быть полной, условной (с указанием условий, необходимых для успешного завершения), может быть рекомендована пересдача, т.е. повторная демонстрация работы в другие сроки. В отдельных случаях, в частности при нарушении этических норм, может быть отказано в повторной сертификации.

После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается сертификат МГИ об успешном завершении программы подготовки в области гештальт-подхода с присвоением квалификации гештальт-терапевта.

Для признания выпускника программы терапевтом со стороны профессионального сообщества необходима процедура его аккредитации на определенный срок (3 года), по истечении которого снова встает вопрос о подтверждении статуса терапевта.
 
Процедура аккредитации предполагает:
1 – наличие сертификата об окончании программы,
2 – рекомендацию руководителя программы, супервизора и двух терапевтов, которые видели работу и подтверждают ее профессиональный уровень,
3 – описание опыта собственной практики (индивидуальные клиенты, группы, семьи, организации), указание участия в интенсивах (в каких, и в какой роли), в супервизорских и тематических группах, в конференциях, проведение мастерских, выступления, статьи и т.д.
4 – заявление в общественную организацию общества практикующих психологов «гештальт-подход» или в региональное предствительство общества для аккредитации в профессиональном сообществе как терапевта. 

Третья ступень – 360 часов – ориентирована на подготовку супервизоров, преподавателей гештальт-терапии, а также углубленное изучение теории и методологии практики. Программы 3 ступени существуют в МГИ в настоящий момент в стандартном варианте. Их описанию будет посвящен отдельный выпуск бюллютеня. Существуют также авторские супервизорские программы совершенствования в гештальт-терапии.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ

Базовый курс
Учебные стандарты приведены в соответствие со стандартами ЕАГТ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:
1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле – организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление).
2. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта.
3. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.
4. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.
5. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.
6. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
7. Кризис и травма.
8. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.
9. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.
10. Принципы и приложения этики .
 
Перечисленные темы отражают содержание обучения и не соответствуют перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы и зависит от динамики и состава конкретной группы.
Программа включает 20 сессий – 14 тематических, 2 терапевтических и 4 супервизорских.

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

1. Теоретическая подготовка – 700-810 часов (1+2 ступень), в том числе,
— 14 тематических сессий – 420 часов
— специализация или спецкурс по выбору – 120-180 часов
(при отсутствии специализаций в отдельных регионах они могут быть заменены авторскими тематическими семинарами)
— лекционные курсы при отсутствии их в базовом образовании ( психиатрия для психологов и педагогов, теории личности и психологические теории развития для врачей) – 60 часов
— теоретическая подготовка на интенсивах (часы лекций и занятий в учебных группах по уровням) -100-150 часов.
2. Личная терапия – 240 часов, включает минимум 60 часов индивидуальной терапии (рекомендовано не менее 50 часов работы с одним терапевтом, возможно, с двумя, но неодновременно, учитываются также часы терапии на интенсивах), 60 часов групповых терапевтических сессий, включенных в программу, процесс-группы на интенсивах – 20 часов, малые терапевтические группы параллельно программе – 100 часов.
3. Супервизия – 150 часов, в том числе 120 часов групповой супервизии, включенные в программу и 30 часов индивидуальной супервизии (супервизия на интенсивах, регулярная заочная динамическая супервизия работы с реальными клиентами при подготовке случаев (рекомендуется обращаться за супервизией 1 раз в 4-5 встреч с клиентом), индивидуальная очная супервизия в малых группах на 3-4 годах обучения – с приглашенным внешним супервизором).
4. Практикум включает 400 часов, в том числе: (А) 200 часов работы в малых группах – «тройках». Из них 50 часов – практикум на 1-2 году обучения и 150 часов под супервизией на 3-4 годах обучения. «Тройка» встречается каждые 1-2 недели и приглашает супервизора на каждую пятую встречу. (Б) 200 часов консультативной и терапевтической работы с клиентами, семьями, группами, организациями, а также использования гештальт-подхода в практике своей профессиональной деятельности на протяжении обучения на второй ступени, ее краткое описание.
5. Написание письменной работы по клиническому и теоретическому применению гештальт-терапии в своей профессиональной практике – описание 3-х случаев продолжительной работы, один из них при регулярной заочной супервизии.
6. Наличие диплома о высшем образовании в области психологии или смежных специальностей.
7. Участие минимум в двух интенсивах (желательно в трех), в позиции клиента и в позиции терапевта. Клиентский интенсив (один) может быть заменен шатлом. Участие как минимум в одной, желательно, в двух конференциях в области гештальт-подхода, не менее 50 часов знакомства с теорией и практикой гештальта в рамках лекций, мастерских, участия в круглых столах и т.д.
8. Рекомендация руководителя программы
9. Демонстрация работы на сертификационной сессии, завершающей программу в присутствии приглашенного независимого супервизора.

 ИТОГОВЫЕ СТАНДАРТЫ МГИ – февраль 2007 года.

1) 700-810 часов теории и методологии
2) 240 часов личной терапии
3) 150 часов супервизии
4) 400 часов практикума
5) 50 часов конференционных
Всего: 1540 – 1650 часов.
Учебные стандарты ЕАГТ- минимум 1450 часов
1) 600 часов теории и методологии
2) 250 часов личной терапии
3) 150 часов супервизии
4) 400 часов клинической практики
5) 50 часов по личному предпочтению.
Учебные стандарты МГИ превышают стандарты ЕАГТ по часам теории и методологии (за счет учета учебных часов интенсивов).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  ИТОГОВОЙ СЕРТИФИКАЦИОННОЙ  СЕССИИ ПО ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ  ПО ПРОГРАММЕ  МГИ:

1. Сертификация является завершающей частью оценки подготовки по гештальт-терапии. Кроме этого в итоговую оценку входят оценка руководителя программы, оценка письменных работ (описание случаев и эссе).

2. Во время сертификационной сессии оценивается
А) поведение терапевта во время моделированной сессии, которое может непосредственно наблюдаться
Б) рассуждения терапевта во время обсуждения после моделированной сессии.
Обе составляющих имеют равное значение для итоговой оценки.

3. Критерии, по которым сертификационная сессия не засчитывается, так как перечисленные феномены свидетельствуют о потери терапевтической позиции:
А) терапевт игнорирует феноменологию клиента;
Б) терапевт использует клиента для разрядки своего напряжения;
В) терапевт не в состоянии обсуждать свою работу.

4. Критерии, по которым сессия засчитывается как гештальт-сессия, так как эти перечисленные феномены свидетельствуют о поддержке осознавания и творческого приспособления клиента:
 — во время работы терапевт:

А) внимателен и чувствителен к феноменологии клиента здесь и сейчас;
Б)  поддерживает целостность опыта клиента, работает с динамикой фигуры/фона;
В)  поддерживает диалогические отношения с клиентом;
Г) соотносит свои действия с последовательностью цикла опыта.

 — во время обсуждения терапевт:

Д) может использовать гештальт-теорию для диагностики клиента;
Е) может описать свои выборы и стратегии с позиции гештальт-терапии.

 Итоги сертификационной сессии — сессия засчитывается безусловно, условно и не засчитывается. Сертификаторы могут обосновывать свое решение только на основании того, что они видели и слышали, а не того, что они предполагали могло бы быть.

Приложение:
Расшифровка критериев.
Игнорирует феноменологию клиента, например:
— не обращает внимание на возраст,   здоровье, семейную и социальную ситуацию, эмоциональное состояние, культурные и образовательные особенности,
— обращается к воображаемым или гипотетическим событиям  и феноменам.

Использует клиента для разрядки своего напряжения, например:
— обвиняет клиента в своих переживаниях
— требует восхищения и признания,
— соблазняет клиента сексуально
—  унижает и обижает клиента для утверждения своей позиции

Не в состоянии обсуждать свою работу, например:
— оправдывается, защищается, обвиняет комиссию,  
— впадает в аффект, в ступор, в слабоумие
— не может объяснить своих выборов и интервенций

Расшифровка критериев позитивной оценки:
 Внимателен к феноменологии здесь и сейчас, например:
— обращает внимание на разные проявления (голос, дыхание, взгляд, поза, прерывания…)
— гибко меняет свое поведение и свои проявления в зависимости от проявлений клиента
Работает с динамикой фигуры/фона, например:
— поддерживает развитие фигуры, задает вопросы, предлагает усилить, развить фигуру
— поддерживает исследование фона, исследует контекст, ситуацию, поле здесь и сейчас, обращается к метафорам и образам.
Поддерживает целостность, например:
— обращается к Я клиента,
— обращается к интеграции разных аспектов опыта
Поддерживает диалогические отношения, например:
— обозначает границы между клиентом и терапевтом ( я думаю так, а ты?)
— проявляет заинтересованное сомнение и пересматривает гипотезы
— признает наличие собственной позиции и проявляет затронутость переживаниями клиента (когда ты говоишь, я …)
— предполагает и поддерживает затронутость клиента присутствием и проявлениями терапевта
Соотносит свои интервенции с динамикой  контакта;
Использует гештальт-диагностику, например:
— соотносит наблюдаемую феноменологию с прерываниями контакта или динамикой фигуры/фона или циклом опыта или с процессом осознавания  или с теорией self. (это была проекция, потому что… ) ,
— может обосновать терапевтическую гипотезу с точки зрения гешталт-теории ( возможно, клиент обращался к функции персоналити, так как избегал тревоги …)
Описывает свои выборы с точки зрения гештальт-теории, например:
— задал вопрос,  выдерживал паузу, поделился своим мнением,  чтобы: — поддержать фигуру, контактирование,  осознавание, функцию эго и т.д.
— остановить проецирование,  усилить сопротивление… 

«ПУТЬ ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» 

1. Терапевт работает и накапливает опыт гештальт-практики в определенном направлении и получает специальные знания в этом направлении хотя бы в течение 3 лет.
2. Терапевт предъявляет результаты этого опыта на конференции или в статье или на интенсиве или на супервизорской/интервизорской группе или в рамках обучающей программы хотя бы 1 раз.
3. Терапевт описывает проект программы.
4. Профсовет подтверждает программу пробную (пилотную) основании пп. 1, 2 и 3.
5. Терапевт проводит пробную (пилотную) программу хотя бы 1 раз.
6. Тренер, специалист в данном или близком направлении, сертифицирует программу, дает рекомендации и пишет рецензии.
7. Терапевт делает Описание программы и делает Доклад на тренерском сборе, больших конференциях, конференциях случаев.
8. Профсовет подтверждает Учебную программу в формате специализации на основании пп. 5,6 и 7.

СТАНДАРТЫ КОНФЕРЕНЦИИ.

Конференция — это форма профессионального взаимодействия и обмена опытом членов общества психологов практикующих гештальт подход.
Конференция является частью процесса подготовки гештальт-терапевтов и включена как обязательная составляющая в программы базовых курсов в области теории и практики гештальт-терапии.
Конференция — встреча практикующих психологов на время не менее одного дня (минимальная продолжительность конференции 10 академических часов).
Ответственным за организацию, проведение и содержание конференции является член Профессионального Совета ОПП ГП или член сообщества, рекомендованный Профессиональным Сове-том, который руководит работой оргкомитета конференции.
В настоящее время существует 2 типа конференций:
1. Конференции сообщества, ориентированные на профессиональный обмен и взаимодействие членов внутри сообщества (например, конференция случаев).
Цель: развитие сообщества, обмен  опытом между коллегами.
2. Конференции Программы «МГИ», ориентированные на профессиональное развитие и фор-мирование навыков участников программы «МГИ».
Цель: обучение, супервизия, возможность получения профессионального опыта (проведения воркшопов, групп).
Конференция программы «МГИ» предусматривает наличие:
— теоретической и методической части: лекции, круглые столы, семинары;
— персональной презентации своей работы (индивидуальной, групповой) с возможностью профессионального обсуждения;
— супервизионной части: возможности получения супервизии на свою работу;
— пространство для интеграции профессионального и личного опыта и для формирования экологичного отношения к профессии (процесс-группы, большая группа, шеринг и др.).
Конференции обязательно утверждаются на профессиональном совете ОПП ГП. В заявке должны быть указаны: руководитель (член Профессионального Совета или член сообщества, рекомендованный Профессиональным Советом), организаторы, время проведения, предварительный план и контакты.
Участие в конференции подтверждается сертификатами, выдаваемыми в офисе ОПП ГП. Отчисления от конференции устанавливаются Профессиональным Советом на каждый год и подлежат индексации.
По завершении конференции оргкомитет предоставляет отчет о ней в офис ОПП ГП для дальнейшего размещения на сайте.

Ведущие:

Байдала Юлия Анатольевна, Лапотко

Контакты

Минск

+375293399043

sova_krymka@mail.ru

\

Даты и место проведения:
с 30.09.22 по 25.06.23 Минск

Количество часов: 180
Идет запись
дата завершения 11.12.2022

Мероприятия участника: