Обучение
Особенности работы гештальт-терапевта с аддиктивными расстройствами

Дополнительная информация

Пилотный проект специализации «Клиническая наркология. Особенности работы гештальт-терапевта с аддиктивными расстройствами»

Актуальность темы:
На сегодняшний день очевидна тенденция к увеличению численности людей с различного рода зависимостями, о чём докладывается на всемирных медицинских съездах. В классификациях болезней появляются новые рубрики аддиктивных расстройств, не существовавшие ранее. Но в то же время мы наблюдаем достаточно скромные результаты в решении проблемы при использовании исключительно медицинского (биологического) подхода. Непрерывный поиск новых решений привёл к выводу, что качественная терапия зависимостей возможна только в случае воздействия на все причины возникновения (биологические, психологические, социальные и духовные). Лечение зависимости должно быть комплексным и невозможно без консолидации специалистов различных областей медицины и психологии.

Проект рассчитан на участников образовательных гештальт-программ, психологов, врачей-психиатров-наркологов, психотерапевтов, социальных работников, консультантов и направлена на развитие компетентности, необходимой для устойчивой практики применения гештальт-подхода в работе с аддикциями.

Цель проекта: повышение уровня теоретических знаний и практических навыков в теме аддикций, дающих возможность работать с использованием гештальт-подхода в индивидуальной и групповой терапии зависимых и в коллективе реабилитационных программ.

Задачи проекта:
1. дать представление об основных понятиях и терминах, клинических классификациях, критериях диагностики зависимостей;
2. сформировать навыки индивидуального консультирования и терапии клиентов с аддикциями с применением возможностей гештальт-подхода;
3. расширить знания о возможностях групповой психотерапии зависимостей с применением гештальт-подхода;
4. сформировать навыки семейного консультирования созависимых членов семьи.

Проект рассчитан на 6 модулей, 180 учебных часов.
В проекте запланированы презентации лекций по заявленным темам, клинические разборы, упражнения с отработкой практических навыков, супервизии.

Содержание проекта: 5 обучающих тематических модулей, 6-й модуль – сертификационный.

Модуль 1. Введение в клиническую аддиктологию. Эпидемиология. Основные понятия и термины. Виды и свойства психоактивных веществ. Классы выбора ПАВ. Взаимосвязь между свойством выбранного вещества и особенностями личности аддикта. Классификация расстройств, связанных с употреблением ПАВ и расстройств вследствие аддиктивного поведения (патологический гемблинг и патологический гейминг). Диагностические критерии (МКБ-10, МКБ-11, DSM-5). Другие категории МКБ, в которых проявляется зависимое Self. Формы зависимого поведения, не отражённые в МКБ, но встречающиеся в практике гештальт-терапевта (сексоголизм, трудоголизм, шопоголизм, лернинг, селфитис, любовная аддикция). Диагностические тесты и шкалы (MAST, тест на ранние признаки алкоголизма, аддиктивная склонность, шкала интернет-зависимости, голландская шкала трудовой зависимости). Коморбидность при зависимости. Взаимодействие психолога и психиатра при ведении клиентов с тяжёлыми формами аддикций и сопутствующими психическими расстройствами (аффективными, тревожными, личностными). Суицидальная активность и самоповреждающее поведение при аддикциях.

Модуль 2. Self зависимого клиента. Id, Ego и Personality при аддикции, как устроены и как функционируют. Психологический портрет аддикта, фигуры актуальных потребностей. Внутренняя феноменология аддикта Феномен алекситимии у зависимого, механизм формирования, значение. Торонтская алекситимическая шкала, ТАS. Феномен анозогнозии, механизм формирования, значение для аддикта. Механизмы прерывания контакта у зависимого клиента. Психологические защиты зависимых. Здоровый нарциссизм и здоровый стыд и недоступность баланса для аддикта. Мотивы употребления алкоголя по Завьялову, тест МПА.
Ранние и современные теории формирования зависимого поведения. Маргарет Маллер, Отто Кернберг, Хайнц Кохут, Дональд Винникот, Уилфред Бион, Джон Боулби, Карл Бриш, М.Балинт, Д.Холлис об аддикции. Аддикция, как попытка самолечения.

Модуль 3. Особенности индивидуальной работы гештальт-терапевта с аддиктивными расстройствами. Уровни организации опыта зависимого клиента. Мотивы обращения за помощью. Первичное обращение. Структура диагностического интервью. Мотиванционное интервьюирование. Стадии (этапы) готовности к изменениям по Джеймсу Прохазка и Карло Ди Клементе. Сеттинг. Преконтакт и тактика выстраивания отношений с клиентом. Работа с отрицанием и сопротивлением, способы их преодоления. Перенос и контрперенос в индивидуальной работе. Клинико-психологические особенности формирования ремиссий. Опросник по исследованию ремиссии. Преддикторы срывов. Факторы, способствующие рецидивированию. Тактика работы со срывом. Различия тактик ведения клиента на разных стадиях выздоровления, у потребителей разных химических веществ. Приглашение к знакомству с 12-ти шаговой программой выздоровления.

Модуль 4. Особенности групповой работы гештальт-терапевта с аддиктивными расстройствами. Форматы групп. Условия, контракт. Цели и задачи группы. Рекомендуемые правила работы. Лечебные факторы группы. Особенности работы при наличии в группе клиентов с пограничной личностной организацией. Характеристики ведущего. Стратегии работы в группе (перенос и сопротивление в группах). Реабилитация зависимых. Миннессотская модель реабилитации. Принципы работы реабилитационных программ. Показания и противопоказания к реабилитации. Этапы реабилитации. Реабилитационный потенциал. Сотрудничество реабилитационных программ с сообществом АА и АН. Двенадцатишаговая программа выздоровления. Медикаментозные методы лечения аддикций.

Модуль 5. Созависимость, эмоциональная зависимость, любовная аддикция. Созависимость, механизм формирования, характеристики личности и преобладающие чувства созависимых. Особенности прерывания контакта в цикле созависимости. Параллелизм проявления зависимости и созависимости. Контрзависимость, характеристики. Дисфункциональные семейные системы. Семейные психологические игры. Драмаический треугольник, роли, выход из треугольника. Диагностические тесты (шкала созависимости Уайнхольд и Спанн-Фишер, шкала созависимости Кулакова, опросник – Треугольник драмы). Выявление зависимости в чувстве любви. Этапы психотерапии созависимости. Системная интервенция по Вернону Джонсону. Выздоровление в группах Ал-Анон, Ал-Атин, ВДА.

Модуль 6. Сертификация. Предоставление сертификационных работ и супервизия.

Ведущие:

Литвинович Александр Владимирович, Олешкевич Ирина Васильевна

Руководитель:

Контакты

Минск

+375291252545

lav979@bk.ru

\\\\

Даты и место проведения:
с 29.09.23 по 07.06.24 Минск

Количество часов: 180
Запись завершена