Член Этического комитета EAGT Бригита Калецкайте: «Зная принципы, нужно для себя решить, каковы мои правила»
При поддержке РОО «Общество практикующих психологов «Гештальт-подход» 28 ноября в Минске прошла рабочая встреча этического Совета РОО ОППГП и директора Вильнюсского Института Гештальта, члена Комитета Жалоб в составе Этического комитета EAGT Бригиты Калецкайте. Она рассказала, каковы полномочия этического комитета и кто обращается в этот орган, а также провела для супервизоров, тренеров и терапевтов РОО ОППГП лекцию на тему «Этика добродетели и этика принципа в работе гештальт-терапевта».
В диалоге поднялись важные проблемы, связанные с принципами работы гештальт-терапевтов в разных плоскостях: отношения с клиентом и коллегами, конфиденциальность, сеттинг, стандарты обучения. Насколько этично психологам-гештальтистам «хейтить» друг друга в фейсбуке? Как относиться к тому, что клиент записывает сессию на диктофон? Как отказать в работе, если терапевт не готов сохранять тайну клиента, например, о желании совершить суицид или наличии ВИЧ-инфекции, о которой тот не сообщает партнеру? Можно ли использовать кейс, кардинально изменяя информацию о клиенте? Какие этические вопросы чаще всего возникают между коллегами в сообществе? Эти и другие вопросы представители белорусского сообщество смогли задать эксперту и получить на них ответы.
Краткие тезисы лекции Бригиты Калецкайте:
В Этическом кодексе Европейской ассоциации гештальт-терапии зафиксированы только принципы, а конкретных ответов на вопросы из практики нет. Поэтому, зная этические принципы, нужно для себя решить, каковы мои правила. Необходима также индивидуальная и групповая супервизия. И часто одного супервизора может не хватать, потому что терапевт с ним может думать похоже, а группа дает возможность посмотреть на кейс с разных сторон.
Комитет жалоб Этического комитета EAGT встречается один раз в год. В него входят 5 представителей разных стран. За последние 10 лет были полученные всего три официальные жалобы. Они рассматриваются, только если терапевт является членом ассоциации. Сначала вопрос решает местная ассоциация, и, если у нее не выходит, жалоба перенаправляется в EAGT. Люди, которые доходят до Этического комитета EAGT, как правило, настроены бороться до конца, потому что есть множество способов решить конфликт до этого.
Полномочия Этического комитета консультативные. Если вопрос решается через комитет, это отлично, потому что тогда нет необходимости идти в суд. Люди вообще не знают, что могут куда-то обратиться. Поэтому мы получаем так мало жалоб. Если клиенты будут больше информированы, они будут обращаться, как это происходит в Америке, где кейсов по судебным разбирательствам с терапевтами гораздо больше.
Вступая в организацию, мы подтверждаем, что будем соблюдать Этический кодекс. В нем, кстати, в том числе описаны принципы рекламы – что нельзя необоснованно повышать ожидания клиента, сравнивать гештальт-терапию с другими направлениями, заявляя, что она эффективнее, а также непрофессионально высказываться о коллегах. Возникающие вопросы внутри сообщества должны решаться через Этический комитет или прояснять на супервизии, а не в фейсбуке.
Направление онлайн-терапии очень быстро развивается – группы, обучение, не говоря уже про индивидуальную терапию и супервизию. В США, Австралии, Великобритании в этические кодексы внесены дополнения, актуальные для онлайн-формата, в кодексе EAGT про это пока ничего нет. Например, по какому закону вы работаете, если ваш клиент иностранец? Рекомендация такая – надо договориться, по законодательству какой страны мы будем решать вопросы, если они появятся. И обязательно подписывать договор, что в многие до сих пор не делают. В вышеперечисленных странах терапевты в принципе не работают без него.
Часто спрашивают – как общаться с клиентом до, после или между сессиями? Меня учили, что поддерживать контакт между встречами нельзя, но с некоторыми клиентами я чувствовала, что им нужна возможность написать мне или позвонить. Я давала разрешение, но даже супервизору не говорила – ведь так нельзя. Пока несколько лет назад на одном из собраний не услышала дискуссию на эту тему. И нашла ответ – вы сами должны знать свои границы. Если для вас это нормально – вы делаете, если нет – то не делаете.
У меня есть лайфхак – отвечая клиенту сообщением, я представляю, что этот текст появился в главной газете Литвы. И тогда я могу спать спокойно.
Если мы хотим записать клиента на диктофон, мы должны спросить его разрешения и рассказать, где будем его использовать. В США, Великобритании это делают письменно. На обучающих семинарах мы договариваемся – лекции записывать можно, сессии, обратную связь – нельзя. Даже если вы хотите использовать кейс, изменив информацию о клиенте, все равно необходимо просить разрешение и оговаривать, как это будет выглядеть.
В Этическом кодексе есть пункт о том, что каждый терапевт имеет право отказаться от работы с клиентом, если он не может справиться с темой, проблемой, не имеет достаточно компетентности. Лучше честно признаться, взять супервизию, перенаправить клиента к другому специалисту.
У терапевта должны быть «друзья»: юрист, специалист по правам детей и психиатр. Когда переплетаются вопросы этики и законов, необходимо обращаться к юристам, потому что терапевт не может знать всего. Например, терапевт узнает, что у его клиента-подростка инцестуозные отношения. По процедурам в Литве надо сразу звонить в полицию. Но всегда если множество нюансов. В одной из книг про практику в США я прочитала, что 57% терапевтов обходило законы во благо клиента.
Об эксперте: Brigita Kaleckaite – гештальт-терапевт, директор Вильнюсского Института Гештальта, держатель Европейского сертификата гештальт-терапевта, магистр филологических наук (Вильнюсский Университет, Литва), магистр международной едукологии (Фремингемский государственный колледж, США), член Латвийской Ассоциации гештальт-терапии, участник интенсивов по Гештальт-терапии в GATLA (Gestalt Associates Training Los Angeles) и Гамбургского Гештальт института.