Обучение
КРИЗИСЫ И ТРАВМЫ. Интегративный гештальт-подход

Дополнительная информация

ДАТЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ КРИЗИСЫ И ТРАВМЫ. Интегративный гештальт-подход

Модуль 1. 17.02-19.02.2025
Модуль 2. 31.03-02.04.2025
Модуль 3. 12.05-14.05.2025
Модуль 4. 23.06-25.06.2025
Модуль 5. 08.09-10.09.2025
Модуль 6. 20.10-22.10.2025
Модуль 7. 01.12-03.12.2025
Модуль 8. 26.01-28.01.2026
Модуль 9. 16.03-18.03.2026
Модуль 10. 11.05-13.05.2026

КРИЗИСЫ И ТРАВМЫ

Клиенты не приходят к психологу, когда им хорошо, когда они счастливы, довольны жизнью и уверены в себе. Они обращаются за помощью, находясь в кризисной ситуации или переживая последствия травм – детских, подростковых или актуальных. Поэтому практически вся психотерапия – это работа с кризисами и травмами.
Мы приглашаем Вас присоединиться к обучающей программе, направленной на получение ключевых компетенций в работе с разными видами кризисов и психологических травм. Участники проекта ознакомятся нормативными и ненормативными индивидуальными, парными и системными кризисами, а также с основами интегративной травматерапии.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КРИЗИСАХ

Понятие о кризисе. Классификации кризисов и критических ситуаций.
Основные виды кризисов. Возрастные кризисы, или кризисы развития. Экзистенциальные кризисы, или кризисы смысла жизни. Кризисы, обусловленные утратой и разлукой. Кризисы отношений.
Гештальт-подход об острой ситуации сильной интенсивности и хронической ситуации слабой интенсивности. Организмическая саморегуляция и ее нарушения. Психологические критерии дифференциации стресса / дистресса и кризиса. Динамика кризиса (А.Н. Моховиков).
Уровни локализации кризисов: индивидуальный, микро-, макро- и мегасистемный.
Факторы риска. Копинги. Стратегии психологической помощи.

2. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Психологические защиты и копинг. Стрессоустойчивость и ее модели. Жизнестойкость: вовлеченность, контроль, принятие риска (С. Мадди). Многомерная модель самовосстанавливаемости BASIC Ph М. Лаада. Модель 6 PSM (Belief; Affect; Social; Imagination; Cognition; Physiology). Концепция непрерывностей и другие модели
Расстройства адаптации. Острое стрессовое расстройство (ОСР). Постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (КПТСР).

3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ

Метод интервью. Стандартизированные опросные методы (опросники). Проективные методы.
Диагностика психологической травмы у детей (игровые, рисуночные и др. методы).

4. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КРИЗИСА

Основные эмоциональные составляющие переживания кризисного события: агрессия, страх, тревога, вина, стыд. Депрессия.
Здоровые и невротические проявления проживания кризиса.
Аффективные состояния и виды эмоциональных реакций на кризис.
Когнитивные искажения как реакция на кризис.
Поведенческие нарушения в ситуации кризиса.
Телесные реакции (М. Хирш). Перверсия как отыгрывание травмы. Диссоциация тела в ситуации травмы (М.Хирш).
Феноменология психической боли (А.Н.Моховиков).
Понятие кризиса в гештальт-терапии. Функционирование Self в ситуации кризиса.
Техники работы с кризисным клиентом.

5. ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА

Понятие о травме и ее видах. Виды психотравмирующих событий.
Первичная травма. Вторичная травмтизация. Викарная травматизация.
Последствия и признаки психологической травмы. Посттравматический стресс.
Механизмы психологической травматизации личности.
Различение конструктивной и деструктивной агрессии по Б. Мартель. Динамика травмированного Self в гештальт-подходе.
Структурная диссоциация личности. Первичная, вторичная и третичная диссоциация (О. ван дер Харт). Модель диссоциации BASK Браун. Теория травмы Ф. Рупперта.
Капсулирование травмы и навязчивое повторение травмы.
Травмы развития. Травмы идентичности. Шоковые травмы: «воронка травмы» и «воронка исцеления». Системные травмы: травмы поколений и трансгенерационная передача. Постпамять (М. Хирш). Кумулятивная травма. Травма как незавершенный гештальт.
Интеграция личности как основная цель психологической помощи.

6. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ТРАВМИРОВАННОМУ КЛИЕНТУ

Базовые функции первой психологической помощи.
Классификация методов психологической помощи при травмах и кризисах.
Первая психологическая помощь социальному окружению пострадавших.
Профилактика острых панических реакций, отсроченных нервно-психических нарушений и психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях
Трехступенчатая модель психотерапии травмы (Э. Семард, Д. Гарфилд).
Воронка травмы, воронка исцеления (П. Левин)
Психологический дебрифинг. Психобиографический дебрифинг
Логотерапия: вовлеченность, дерефлексия, парадоксальная интенция, переосмысление, сократический диалог.
Переосмысление как способ преодоления кризисного события.
Формы и методы психологической помощи. Группы поддержки. Методы арт-терапии. Методы самопомощи.

7. ВИДЫ КРИЗИСОВ И РЕАКЦИЙ НА КРИЗИСНЫЕ СОБЫТИЯ

7.1 Возрастные кризисы.

7.2 Саморазрушающее и суицидальное поведение как реакция на кризисное событие
Аутодеструктивное поведение. Селф-харм.
Феноменология суицидального поведения (А.Н.Моховиков). Классификация суицидальных проявлений. Типы постсуицидальных состояний.
Общие характеристики самоубийств по Э.Шнейдману. Классификация векторов суицида (А.Н.Моховиков).
Психологическая помощь при риске суицидального поведения.
Семиступенчатая модель кризисной интервенции Робертса.

7.3 Кризис, связанный с переживанием насилия
Понятие насилия. Его виды и формы (физическое, сексуальное, домашнее, психологическое). Сексуальное насилие. Инцест.
Домашнее насилие. Психологические последствия домашнего насилия в детстве.
Инцест.
Изнасилование: типы жертв сексуального насилия, стадии реакций на изнасилование.
Сексуальные травмы.
Виктимность. Формирование виктимного поведения. Формирование виктимности, типы жертв и виды виктимности, выученная беспомощность и поисковая активность.
Стокгольмский синдром.
Треугольник Карпмана.
Травма свидетеля насилия
Терапия травмы насилия: «жертвы», «агрессоры» и «защитники». Методы арт-терапии, системно-аналитического и гештальт-подхода в работе с абьюзом и насилием.

7.4 Кризис утраты
Горе. Психологическая работа горя. Фазы переживания горя. Нелинейная модель. Стадии горевания, нормальные и патологические реакции на утрату, задачи проживания горя. Переживание горя детьми.

7.5  Семейные кризисы и психологическая травматизация в семье
Нормативные и ненормативные семейные кризисы семейные кризисы.
Концепция патологизирующего семейного наследования.
Детская травматизация в семье. Теория привязанности Дж. Боулби. Ранние нарушения привязанности и их влияние на способы поддержки контакта и регуляции границ во взрослом возрасте.Травматизация в семье во взрослом возрасте.
Кризисы в парных отношениях. Кризисы в созавимимых и деструктивных отношениях. Психологическая травматизация, связанная с сексуальной жизнью в семейной системе.
Перинатальные потери: неразвивающаяся беременность, выкидыши, аборты. Сопровождение супружеских пар, переживающих перинатальную потерю.
Бездетные браки. Суррогатное материнство
Мать как судьба: типология травмирующих матерей.
Отец как способ действия в мире: типология травмирующих отцов.
Травматизация как фактор формирования тяжелых личностных расстройств.
Понятие семейного стресса и копинга. Семейный диагноз (Э.Г. Эйдемиллер).
Полигенерационная системная психотравматология (Ф. Рупперт).
Системная травма как незавершенный гештальт: механизмы трансгенерационной передачи травматического опыта.

7.6 Экзистенциальные кризисы
Кризис смысла жизни. Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз
Экзистенциальные опоры: творчество, переживание, отношение к своей судьбе, страдание.

7.7 Социальные, профессиональные, финансовые кризисы и их влияние на психологическое состояние личности

7.8 Психологические травмы, связанные с переживанием катастроф, военных действий, беженства, террористических актов
Динамика психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Принципы оказания помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате чрезвычайных ситуаций.

7.9 Психологическая травматизация, связанная с ухудшением состояния здоровья
Онкопациенты. Внезапные утраты здоровья.

8. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТРАВМАТЕРАПИЯ

Возможности различных психотерапевтических подходов в работе с кризисами и травмами. Травмированный Self: психофизиологическая реакция «бей / беги / замри». Особенности Self травматика: механизмы прерывания контакта, характер межличностных отношений.
Индивидуальная, парная, семейная и групповая терапия. Принципы, методы и техники работы. Путь к внутреннему исцелению травмы через интеграцию Self и активизацию ресурсов.

К каждому занятию блока «Отдельные типы кризисов» будут предложены практические задания по следующей схеме:
психодиагностика заявленного феномена (в т.ч. на примере практических кейсов по типу распознания вида травмы или кризиса);
методики психологической помощи (в т.ч. на примере практических кейсов по отработке методов психологической помощи с учетом специфики кейса);
методики самопомощи.

Программа проходит в формате 3-хдневных тематических сессий, включающих лекции, демонстрационные сессии, отработку практических навыков.Программа пр

Мероприятия участника:

Ведущие:

Олифирович Наталья Ивановна
Воскресенская Алена
Староселец Татьяна Станиславовна
Жук Мария Александровна
Галяс Лютан Анна Анатольевна

Руководитель:

Контакты

Минск

+375296577201

n.olifirovich@gmail.com

https://olifirovich.by/

Даты и место проведения:
с 17.02.25 по 13.05.26 online

Количество часов: 240
Идет запись
дата завершения 31.03.2025