Обучение
Арт терапия в психологической практике

Пилотный проект специализации «Арт-терапия в психологической практике»


Ведущие: Уласевич Т.В., Олифирович Н.И.

Кол-во часов: 180.
Обучающе-терапевтический курс «Арт-терапия в психологической практике» разработан для специалистов «социономных», или «помогающих профессий», планирующих использовать метод и техники арт-гештальт терапии в профессиональной деятельности.
Цель – освоение теоретических и методических знаний по концептуальным основам арт и гештальт-терапии, развитие практических навыков работы с арт-терапевтическими техниками в психологической практике.


Содержание программы:
1. Основы арт-терапии.
Понятие «арт-терапия», история развития метода, основные теоретические положения, цели, функции, показания и противопоказания к применению. Преимущества и возможности арт-терапии. Сферы применения. Основные направления арт-терапии. Правила работы с изобразительной продукцией. Анализ динамики и содержания изобразительной продукции: основные диагностические критерии. Символика как язык бессознательного в арт-терапевтическом процессе. Принципы интерпретации цвета в арт-терапии. Специфика терапевтических отношений в арт-терапии (перенос и контрперенос). Особенности использования арт-терапии в гештальт-подходе.


2. Основные понятия гештальт-подхода.
Организм-среда. Цикл контакта. Способы прерывания взаимодействия со средой. Проявление механизмов сопротивления в рисунке. Способы организации диалога при помощи арт-техник. Феноменологический подход. Стратегии гештальт-подхода в арт-терапии. Базовые техники арт-терапии: работа с рисунком, коллажем, пластилином. Варианты заданий с использованием рисунка, техники коллажа, пластилина.


3-4. Сказкотерапия.
Использование сказки в различных психотерапевтических направлениях. Общее в работе с образами в арт и гештальт-терапии. Направления сказкотерапии. Основные формы и методы работы со сказкой. Принципы и схемы анализа сказок. Анализ сценарной сказки.


5-6. Арт-терапия в работе с семьей (парой, группой).
Семья как специфическая система. Общая характеристика семейной арт-терапии. Арт-терапевтические техники диагностики и оценки структуры и динамики семьи. Использование методов арт-терапии в коррекции детско-родительская отношений. Арт-терапевтические техники работы с семейной историей и мифологией.


7. Арт-терапия в работе с детьми и подростками.
Основные понятия и принципы работы с детьми и подростками. Организация терапевтического процесса в работе с детьми и подростками в гештальт-подходе (В.Оклендер). Творческие методы самовыражения как средство формирования идентификации и самоопределения. Арт-терапевтические техники работы с детьми и подростками. Работа со страхом, агрессией и т. д.


8. Арт-терапия в преодолении последствий психической травмы.
Понятие «психическая травма». Виды травм. Последствия психических травм. Этапы работы с последствиями психической травмы. Арт-терапевтические техники работы с ПТСР.

9. Сертификация.
Сертификация проводится на основании участия в программе специализации, самостоятельной работы в тройках, описания случая терапевтической работы с применением арт-терапевтических методов.  

Формы работы: лекции, упражнения на осознавание личного опыта, групповое обсуждение, личные сессии.
Всем выполнившим условия программы по окончании выдается сертификат РОО » «Общество психологов и психотерапевтов гештальт-подход» (МГИ).
Формат: Встречи проходят ОЧНО. Минск. В формате двухдневок (суббота, воскр.). 6 час. — суб. И 6 часов — воскр. 9 встреч.
Первая встреча – 11-12 сентября 2021 года. Время последующих согласовывается с участникам.

Ведущие:
Олифирович Н. — кандидат психологических наук, доцент, Председатель Совета Республиканского Общественного Объединения психологов и психотерапевтов «Гештальт Подход», ведущий тренер и член профсовета Московского Гештальт Института, руководитель секции семейной терапии Белорусской Ассоциации Психотерапевтов, член Европейской Ассоциации Гештальт Терапии, Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP).

Уласевич Т. — практикующий психолог. Специализация «Психология семейных отношений и сексология».
Квалификация: психолог, преподаватель психологии, сексолог.
Системный семейный терапевт (БАП, ИИСТ).
Аккредитованный гештальт-терапевт (МГИ), аккредитованный супервизор (ОППГП).
Психоаналитически-ориентированный терапевт (специализация МГИ «Интерперсональный подход (психоанализ)».
Член Общества Практикующих Психологов «Гештальт-подход».
Арт-терапевт (Национальная ассоциация для развития науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация»). (А.Копытин), «Авторская школа сказкотерапии» (Н.Сакович), «Системная песочная терапия» (Н.Сакович), «Компенсаторная арт-терапия» (Н.Сакович), «Школа архетипической сказкотерапии» (Д.Соколов и Д.Скрипников) , «Теория и практика арт-терапии» (Л.Павленко ) и т. д.).

Сертифицирующий тренер – Скуратович Е.— магистр психологических наук, ведущий тренер Московского Гештальт Института, член Европейской Ассоциации Гештальт Терапии, член Профессионального Совета Республиканского Общественного Объединения «Общество психологов и психотерапевтов «Гештальт-подход».